Развитие функциональной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность — это способность человека применять свои знания и умения на практике, переносить их на решение нестандартных задач. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA

Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность.

Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:

- креативное мышление;

- финансовая грамотность;

- глобальные компетенции. Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 год.

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

Региональный уровень

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 01.02. 2021 № 19-1806/2021 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 18.02. 2021 № 19-3466/2021 «О мониторинге использования электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.04. 2021 № 19-8069/2021 О результатах мониторинга использования электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приложение к письму Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 13.04. 2021 № 19-8069/2021 О результатах мониторинга использования электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Муниципальный уровень 

Школьный уровень

Уважаемые учащиеся и родители!

Мы с вами очень заинтересованы в достижении качественного уровня образования детей, в том числе в овладении ими функциональной грамотностью, которая помогает применять полученные знания на практике и социализироваться в современном мире.

Задания по функциональной грамотности не похожи на стандартные, школьные. Не нужно вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Надо разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Надо, например, рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.

Это все, конечно, требует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.

Полезные ссылки:

Федеральный институт оценки качества образования

Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA

Проведение исследования PISA-2018 в России

Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)

Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»

Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA

Московский государственный областной университет

Банк заданий:

 Примеры открытых заданий по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Примеры заданий по естествознанию

Примеры заданий по математике

Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

http://www.oecd.org/pisa/test/

https://fioco.ru/pisa

https://cpm.asou-mo.ru/

Банк заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Примеры открытых заданий PISA

Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ . Для использования образовательных ресурсов Портала функциональной грамотности необходима регистрация на образовательном портале "Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/.